Мы и Религия

image description 10 февраля 2019

Игнатий Богоносец

   Каждый год на протяжении 19-ти веков 11 февраля (29 января) Православная Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца из Рима обратно в Антиохию — в город, где священномученик долгое время был епископом.

   Совсем не много имен святых того времени сохранила для нас история. А имя священномученика Игнатия нам и известно, и очень дорого, поскольку мы не только знаем о славном подвиге этого святого, но и имеем его личные письма — послания к христианам. Это тексты семи посланий: пять малоазийским церквям, одно письмо христианам Рима и одно святому Поликарпу Смирнскому. Представим их древность: послания эти были написаны всего спустя десятилетие после книги Апокалипсиса Иоанна Богослова. Святой Игнатий писал их по дороге из Антиохии в Рим, когда его в сопровождении десяти воинов этапировали в столицу империи для суда и казни.

   «Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога» (к Римлянам, гл.4), — просил священномученик Игнатий христиан Рима не защищать его перед властями. Также и во многих других поэтических образах он повторял, как сильно жаждет пострадать за Христа. Читая эти слова в наше время, невольно задаешься вопросом: как же можно так стремиться к страданиям?

   В то раннехристианское время еще не были составлены канонические правила Православной Церкви, но в своих посланиях святой Игнатий, как бы предвосхищая их, очень глубоко и понятно говорит о церковном устройстве и церковной иерархии. Он пишет: «Когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и священникам, как апостолам Иисуса Христа… И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией… почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа» (Послание к Траллийцам, гл.2-3). Также он много говорил о Евхаристии, о том, что нас должна объединять Святая Чаша.

   Почему Церковь именует святого Игнатия Богоносцем? Существует два благочестивых предания на эту тему. Согласно первому, именно Игнатий был тем малым дитям, о котором говорится на страницах Евангелия, что Христос взял его на руки со словами: «Если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Согласно другому, когда в Риме меч палача рассек тело священномученика, то на сердце золотыми буквами было написано Имя Христово. Такие буквалистические предания Церковь хранит и не отвергает, хотя и не настаивает на их исторической подлинности.

   В любом случае, имя Богоносец говорит об одном — святой Игнатий в своем сердце и уме носил Бога. Само именование Богоносец впервые прозвучало из его уст. «Все вы… Богоносцы и храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа» (к Ефессянам, гл.9) – пишет он в похвалу эфесским христианам. Он говорит о святости, которую может и должен носить в себе христианин, становясь через то подлинно Богоносцем. Таким он был и сам. Об этом наилучшим образом свидетельствует то, с каким чувством радости святой Игнатий шел на смерть, перенося поношения, унижения, клевету. Он благодарил Бога за честь стать мучеником. Вот лучший показатель того, что Господь живет в сердце человека: смирение и желание претерпеть поношения ради веры и заповеди Божией.

   А являемся ли мы с вами, подобно эфесским христианам, богоносцами? Иногда – да, но чаще всего – нет. Можно проверить себя по примеру святого Игнатия Богоносца. Не говорим сейчас о подвиге мученичества, который для нас скорее всего недоступен, но хотя бы обычное житейское поношение, дома или на работе, принимаем ли мы безропотно и с благодарностью Богу? Ради нашей веры, ради заповеди Божией, со смирением ли принимаем скорби, как от руки Божией? Неприятности, которые касаются лично нас, с каким расположением сердца мы несем? С благодарностью ли Богу? С кротостью и смирением? С благословением и молитвой за обижающих? Так ли как богоносцы и святоносцы мы переносим клевету? Итак, если мы злимся, ропщем, хотим отомстить, сказать что-то плохое в ответ – мы не богоносцы.

   Но мы должны и можем стать богоносцами, мы призваны к этому. Христос может поселиться в нашем сердце. И это происходит с каждым христианином даже в малом подвиге отречения от себя и своего греха, в подвиге искреннего и полного покаяния, подвиге исповеди и причащения святых Христовых Таин. И потом только от нас зависит, сохраним ли мы в своем сердце полученную от Бога благодать соединения со Христом, как долго мы сможем быть богоносцами, или, другими словами, как скоро вновь начнем изгонять Божий мир и тишину из своей души своими собственными грехами.

   Давайте же, взирая на пример священномученика Игнатия Богоносца, читая его послания, будем стараться стать похожими на него. И в наше непростое время, посреди бушующего житейского моря постараемся пронести Имя Христово достойно своего звания христиан.

   http://vicariate.church.ua/ru

  • Нравится

добавить комментарий