Мы и Религия

image description 12 января 2019

День памяти святителя Макария

   Митрополит Макарий родился в 1482 году в Москве в семье благоче-стивых родителей. Отца его звали Леонтий, а мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. При Крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был преподобный Иосиф Волоцкий. В роду святителя Мака-рия было и еще немало лиц монашеского и духовного звания.

   Отец Михаила вскоре после рождения сына скончался, мать же, возло-жив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирную жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушни-ком в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. При постриге будущий святитель был назван в честь преподобного Макария Египетского. А 15 фев-раля 1523 года, в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским.

   Епископство

   Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, уста-навливая поминовение всей прежде почившей братии, устраивает в мона-стырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя – преподоб-ного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можай-ске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 29 июля 1526 года он становится епископом…

   На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионер-ском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди Евангелия, повеле-вая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и все кропить святой водой.

   Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и прежде всего в Великом Новгороде. Получив еще в Пафну-тиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель, как о том сооб-щается в летописи под 1529 год, «поновляет» великую святыню Новгород-ской земли – икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к то-му времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

   Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и за-бот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым и великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посы-лает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгорев-шейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключив-шихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестно-стях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад.

   В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Москов-скую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новго-родского владыку.

   В 1552 году митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом со-бытии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного.

   Соборы святителя Макария

   В 1547 и 1549 годах святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. Так, на Макарьевских Собо-рах были канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгород-ские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы мона-шества – преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Алек-сандр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и др.

   Современником святителя Макария был удивительный святой, кото-рого москвичи называли нагоходцем, – Василий Блаженный. Он неоднократ-но молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во вре-мя службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая – благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпе-вал и погребал блаженного…

   Сам же святитель Макарий отошел ко Господу 31 декабря 1563 года, и теперь является нашим верным сомолитвенником.

   http://elefteria.ru

  • Нравится

добавить комментарий